Великий покаянный канон прп.Андрея Критского

прощенное воскресенье 4Братья и сестры!

Поздравляем вас с началом Великого поста, с началом весны души!

Храм святой Нины на первой седьмице Великого поста открыл свои двери для кающихся — в эти дни читался Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. 

В чем же состоит сущность поста по учению Церкви?

Это так ясно и понятно разъяснено в целом ряде наших прекрасных церковных песнопений, из коих особенно выразительна стихира, которая поется в понедельник на первой седмице Великого поста.

Вот эта стихира:

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

Итак, вот что такое истинный пост: не отказ только от скоромной пищи, но прежде всего — «злых отчуждение», то-есть отчуждение себя, своей души от всякого зла. А далее в стихире идет яркое и понятное перечисление — от каких именно видов зла.

Предостерегают наши церковные песнопения и от неправильного поста — тех, кто всю суть постного подвига видят в одном только телесном воздержании от скоромной пищи, и решительно осуждают таких «постников».

«От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим» — так поется в стихире на подготовительной к Великому посту сырной седмице (в среду на утрени). Это значит: напрасно радуется своему посту тот, кто хотя не ест скоромной пищи, однако не заботится об очищении себя от греховных страстей. Такой лишь уподобляется злым демонам, которые совсем ничего не едят. Пост, который не служит внутреннему исправлению души, есть лицемерие, навлекающее гнев Божий.

Пост приятный и благоугодный Господу заключается в разумном сочетании телесного воздержания от скоромной пищи с духовным воздержанием от служения греховным страстям, причем это телесное воздержание должно рассматриваться не как самоцель, а лишь как средство для успешной борьбы с греховными страстями.

Сущность поста — именно в этой борьбе за освобождение своей души от порабощения ее злом.

С каким же злом надлежит нам прежде всего бороться?

Вышеприведенная стихира указывает, что истинный пост состоит, в первую очередь, в «воздержании языка». В самом деле, наблюдая повседневную жизнь, мы не можем не убедиться, что больше всего зла в жизни происходит от невоздержания языка. Замечательно ярко и выразительно говорит об этом святой апостол Иаков в своем соборном послании: «Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает. И язык огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак 3, 5—10).

Всегда это так было, но особенно в нынешнее время потери всякого уважения к человеческому слову, слова так часто расточаются на ветер и приводят к совершенно неожиданным последствиям, меняя иногда всю обстановку жизни, что страшно становится, как легкомысленно играют люди, эти «словесные твари», великим даром слова, — даром Своего Творца Бога-Слова. Мы не говорим здесь о злонамеренном злоупотреблении словом, о чем речь ниже, а лишь о так называемом празднословии, которое само по себе уже есть великое зло, почему и сказано Самим Господом: «всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово (то есть дадут они ответ) в день судный» (Мф 12, 36).

Вот почему во дни Великого поста Святая Церковь учит нас молиться словами преподобного Ефрема Сирина: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

Многие подвижники христианского благочестия любили говорить, что они часто жалели о произнесенных ими словах, но никогда не жалели о том, что молчали. Потому-то высшая степень христианского подвижничества и носит название безмолвия. «Если любишь покаяние, — говорит преподобный Исаак Сирин, — возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства. Паче всего возлюби молчание. Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудия этого мира» (Слово 41 и 42).

Вся жизнь человечества преобразилась бы к лучшему, если бы все люди сознали эту великую истину и перестали бы легкомысленно бросать на ветер слова, предпочитая молчание.

(149)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *