Собор новомучеников и исповедников Казахстанских и Алма-Атинских.

22 сентября 2019 года день памяти Собора новомучеников и исповедников Казахстанских и Алма-Атинских. (Переходящее празднование в 1-е воскресенье после 16 сентября).

В храме Святой равноапостольной Нины в Черемушках находится икона избранных святых собора новомучеников и исповедников казахстанских с частицами святых мощей:
святителя Николая Алма-Атинского священноисповедника Казахстанского, священномученика Серафима Алма-Атинского, священномученика Феогноста Алма-Атинского, священномученика Владимира Лепсинского, священномученика Василия Жаркентского, священномученика Виссариона Урджарского, преподобноисповедника Севастиана, схиархимандрита Карагандинского, преподобноисповедника Ираклия Иссык – Кульского.

 В 1930-х — 1950-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа – Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. В начале XXI века удалось собрать множество материалов о подвигах казахстанских новомучеников.

Жития святых новомучеников и исповедников Казахстанских частицы мощей которых находятся в храме Святой равноапостольной Нины в Черемушках.

 Сщисп. Николай (Могилевский), митр. Алма-Атинский 8 сентября — обретение мощей (2000); 25 октября — преставление (1955).  Священноисповедник митрополит Николай (в миру Феодосий Никифорович Могилевский) родился в Екатеринославской губернии в семье псаломщика в 1877 году в день Святой Пасхи. Закончил Семинарию и служил псаломщиком и учителем. В 1904 году стал послушником Ниловой пустыни, очень скоро был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. Поступил в Московскую Духовную Академию, был рукоположен в игумена и назначен инспектором Полтавской Семинарии. Революция застала отца Николая в сане архимандрита и в должности настоятеля Елецкого Успенского монастыря в Иркутске. В 1919 году архимандрит Николай был рукоположен во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. А через несколько лет он был назначен епископом Тульской епархии. В 1924 году владыку арестовали в Москве в группе архиереев, и некоторое время он провел в тюрьме. В 1927 году он стал епископом Орловским, но был вынужден уйти на покой. В 1932 году владыка был арестован в Орле.
Священноисповедника приговорили к 5 годам концлагерей. Через четыре месяца после вынесения приговора владыку отправили в Мордовию в город Темников, оттуда в Чувашию в город Алатырь и, наконец, в Саров.
После освобождения из лагеря епископ Николай какое-то время не получал назначения на кафедру. В этот период по вызову Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) он часто приезжал в Москву для исповеди митрополита Сергия и помощи в делах Патриархии.
В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа и в том же году арестован и отправлен в ссылку в Казахстан на 5 лет. В ссылке владыка стал жить в городке Челкар, который представлял из себя несколько глинобитных домов. Чтобы не умереть с голоду, владыка собирал милостыню. Так он прожил до осени 1942 года. Когда появилась возможность служить, владыка начал совершать богослужения в доме одной женщины, потерявшей на войне мужа и двух сыновей. Затем жителям Челкара удалось выхлопотать разрешение и построить молитвенный дом. Владыка служил в собственноручно сшитом холщовом облачении, иерейским чином. Он также крестил, венчал, отпевал усопших. В 1943 году Патриарх Сергий направил в Совет по делам Русской Православной Церкви заявление, в котором просил об амнистии 26 священнослужителям, в числе которых был и архиепископ Николай. Но освобождения из ссылки так и не последовало.
Только в 1945 году владыка Николай был назначен на Алма-Атинскую кафедру, через 10 лет он получил свою последнюю церковную награду — возведение в сан митрополита. В том же 1955 году в канун празднования Иверской иконы Божией Матери святитель скончался.

Прписп. Севастиан (Фомин) Карагандинский, архим.
19 апреля — преставление (1966); 22 октября — обретение мощей (1997)
Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Стефан Васильевич Фомин) родился 8 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Стефан стал жить с семьёй старшого брата. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Стефан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Средний брат Стефана принял постриг в Оптиной Пустыни, и тот часто посещал его.
В 1909 году Стефан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Так он напитывался благодатным духом Оптинского старчества. Пострижен Стефан был с именем Севастиан в 1917 году, в самое время, когда начинались гонения на Церковь Христову. В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались музеям, желающим в качестве летних дач.
Все это время отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского. В 1927 году монах Севастиан принял священный сан. После кончины старца Нектария в 1928 году отец Севастиан приехал в г. Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь, где служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста. В этот период он вёл в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братии Оптиной Пустыни.
В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. Его приговорили к 7-летнему заключению на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку. Но и в ссылке он проводил воскресный день в молитве. После освобождения он остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, и окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешение на это со стороны властей не было. Со всех концов страны к старцу стали съезжаться люди, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте.
В 1957 году, иеромонах Севастиан был возведён в сан архимандрита и награждён Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного Устава, не допуская при богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой Апостол Иоанн Богослов ‒ он часто призывал паству к почитанию этого Апостола Любви. Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно, он никогда не жалел времени на беседу с человеком.
16 апреля 1966 года батюшка принял постриг в схиму от епископа Питирима (Нечаева), для этого прибывшего к нему, а через три дня, 19 апреля 1966 года – на Радоницу, преподобный старец схиархимандрит Севастиан скончался и был погребен на Михайловском кладбище Караганды.

Прмчч. Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров), иеромм.
16 июля — обретение мощей (2002); 11 августа — мученическая кончина (1921)
С целью распространения Православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников, преосвященный епископ Туркестанский Александр (Кульчицкий) в конце 19 века на берегу Иссык-Кульского озера основал мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь. В 1894 году в монастырь приехали восемь иноков Валаамского монастыря, а в начале 20-го века в монастырь были приглашены несколько иноков из Глинской пустыни, в числе которых были монахи Серафим и Феогност.
Иеромонах Серафим (в миру — Александр Ефимович Богословский) родился в городе Глухове Черниговской губернии. Когда он был еще мальчиком-гимназистом, его матери было открыто во сне, что ее сын примет мученическую кончину. Этот сон матери глубоко запал в душу мальчика, и он рассудил, что если кончина его будет мученической, то ему нечего искать в миру, и, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.
Отец Серафим был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. В свободное от монастырских служб время отец Серафим вместе с другими монахами удалялся в горы, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой. В скиту были поставлены деревянные кельи, поклонный крест, вокруг которого был разбит цветник, и устроена подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского. Отец Серафим сделал всю утварь и написал все иконы для церкви.
Иеромонах Феогност (в миру — Феодор Пивоваров), происходил из мещанского сословия, постриг принял в Глинской пустыни, а в Иссык-Кульском миссионерском монастыре был помощником духовника для мирян. Летом 1916 года в Семиреченской области началось восстание киргизов. Они напали на монастырь и потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был отец Феогност, ушла из монастыря — кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и устроили расправу над монахами: не пощадив никого, всех порубили саблями. В 1919 году монастырь был закрыт коммунарами, и отец Феогност поселился в скиту в горах.
10 августа 1921 года вечером в скит приехали трое красноармейцев. Отец Серафим принял их в своей келии, напоил чаем, постелил под елкой сена и уложил спать. Сам пошел к отцу Анатолию и рассказал ему о приехавших подозрительных вооруженных людях. Потом, встав на колени с четками, стал читать правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину. Он закричал, желая предупредить других монахов, находящихся в скиту, и в этот момент его убили. Потом бандиты убили спящего отца Феогноста, обыскали келии, и уехали. Оставшиеся монахи похоронили мучеников, завернув их тела в мантии.
Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест и затем возведена часовенная сень. Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В настоящее время на месте Кызыл-Жарского скита открылся мужской монастырь — Серафимо-Феогностовская пустынь.

Прписп. Ираклий (Мотях) Иссык-Кульский, схим.
10 июня — преставление (1937); 13 сентября — обретение мощей (2004)
Преподобноисповедник Ираклий родился в 1863 году в Черниговской губернии в казачьей семье и в крещении был наречен Иосифом. В 1871 году была образована Туркестанская епархия, и в 1882 году епископ Туркестанский Александр (Кульчицкий) основал здесь Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь, куда и поступил Иосиф Мотях. В 1905 году послушник Иосиф был пострижен в монашество и наречен Иринеем. В монастыре он исполнял послушание звонаря и помощника эконома.
Летом 1916 года, воспользовавшись тем, что русская армия воевала на фронтах Первой мировой войны, киргизы подняли в Семиречье восстание, выразившееся в массовых и беспощадно жестоких убийствах и грабежах. Были убиты тысячи русских людей, тысячи взяты в плен. Многие благоустроенные села были полностью уничтожены. 10 августа 1916 года киргизы-мятежники появились вблизи Свято-Троицкого монастыря. Население Иссык-Куля и большая часть братии по благословению настоятеля монастыря архимандрита Иринарха покинули обитель. Двенадцать монахов, и среди них монах Ириней, во главе с духовником монастыря иеромонахом Рафаилом и схимонахом Исихием остались в обители в ожидании нападения врагов и на следующий день приняли мученическую кончину, лишь троим из числа братии, среди которых был и монах Ириней, удалось ускользнуть из рук киргиз. Храмы монастырские, хотя и сохранились, но были осквернены и разграблены.
Впоследствии монах Ириней был пострижен в схиму с именем Ираклий. Свято-Троицкий монастырь был закрыт большевиками сразу же по захвате ими власти в Семиречье в 1919 году. Иеромонахи Серафим (Богословский), и Феогност (Пивоваров) и схимонах Ираклий – ушли в город Верный и стали подвизаться в горах вблизи города в скиту Медео. В 1921 году в скиту были убиты иеромонахи Серафим и Феогност, а сам скит разорен, и схимонах Ираклий перешел жить в семью церковного старосты в поселок Талгар. Живя здесь, он часто уходил в горы, где также поставил себе небольшую келью и в ней молился.
Все время жизни старец непрестанно молился, никогда не ложился спать, а когда изнемогал, то всего лишь присаживался на лавку, а затем вновь принимался за молитвенный подвиг. Выходил он из дома только на службу в храм. Самым большим своим грехом схимонах Ираклий считал, что он по малодушию уклонился во время мятежа киргизов принять мученическую кончину вместе с братией Свято-Троицкого монастыря, спрятавшись на колокольне и, таким образом, избежав смерти, – о прощении этого греха он горячо молился Богу всю жизнь.
В 1937 году под праздник Вознесения Господня схимонах Ираклий неожиданно тяжело заболел и слег. Он скончался в самый день праздника, 10 июня, в полном сознании, сам крестообразно сложил руки на груди и закрыл глаза. Схимонах Ираклий был погребен на кладбище в поселке Сазановка; на его похороны съехалось множество людей – все, кто его знал, и, несмотря на то, что это было время лютых гонений, люди шли за гробом схимника и пели до самого кладбища.

Сщмч. Владимир (Цедринский), пресв.
2 июля — обретение мощей (2001); 27 августа — мученическая кончина (1918)
Владимир Ионович Цедринский родился в Нижегородской губернии. Служение Церкви он начал в Омской епархии, в 1909 г. в сане иерея был переведен в Туркестанскую епархию, где был назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ 2-го округа с исполнением обязанностей миссионера. В дальнейшем отец Владимир служил в соборе свт. Николая в городе Лепсинске Семиреченской области, а с 6 июля 1912 года являлся его настоятелем. Позже протоиерей Владимир Цедринский был также благочинным церквей всего Лепсинского округа.
В один из воскресных дней Успенского поста 1918 года отец Владимир Цедринский обратился к своей пастве с проповедью, в которой увещевал прекратить братоубийственную смуту, быть верными сынами Православной Церкви и Отечества. 27 августа, после литургии, отец Владимир был арестован красноармейцами. Палачи, поставив священника между двумя лошадьми, погнали их за город на кладбище, где на глазах у прихожан зарубили священника шашками. Верующие отнесли тело священномученика в церковь, отпевание совершили священники из соседних сел.
Протоиерей Владимир был погребен на кладбище Лепсинска, рядом с местом своей мученической кончины. До начала 30-х годов, пока в крае еще были священники, на его могиле в день кончины служили панихиды, впоследствии место погребения отца Владимира почиталось местными жителями. 2 июля 2001 года были обретены мощи священномученика, ныне почивающие в Иоанно-Богословской церкви в городе Талды-Кургане (Талдыкорган).

Сщмч. Виссарион (Селинин), Урджарский, пресв.
1 мая — мученическая кончина (1918); 26 октября — обретение мощей (2001)
Священномученик Виссарион (Виссарион Мефодиевич Селинин) окончил два класса Владимирской Духовной семинарии и с 1896 года служил псаломщиком во Владимирской епархии. В 1899 году Виссарион Мефодиевич был назначен псаломщиком в храм в селе Песчанское Павлодарского уезда Омской губернии, в 1902 году – рукоположен во диакона к этой церкви, в 1905‐м – переведен в храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в городе Павлодаре, в 1906 году – рукоположен во священника ко храму в селе Ильинка. В 1910 году отец Виссарион перешел в Туркестанскую епархию и служил в храме в селе Герасимовка Лепсинского уезда, с 1911‐го – в селе Ивановском того же уезда. В 1916 году отец Виссарион был назначен настоятелем храма Илии пророка в селе Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области и благочинным церквей Урджарского округа. Отец Виссарион был убит в 1918 году пришедшими к власти безбожниками‐большевиками в день празднования ими 1 мая, когда Крестный ход столкнулся с большевистской демонстрацией.

Сщмч. Василий (Колмыков), пресв.
26 апреля — обретение мощей (2002); 3 сентября — мученическая кончина (1918)

Иерей Василий Колмыков (по некоторым данным Калмыков) родился в 1866 году в купеческой семье. 2 января 1913 года поступил на службу в Омскую епархию в должности псаломщика к церкви села Южно-Подольского Тюкалинского уезда. 20 января того же года рукоположен в сан диакона. В 1916 году был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем церкви селения Мещанского Джаркентского уезда Семиреченской области. Его приход составляли также жители близлежащих переселенческих поселков: Каркара, Владиславское, Ново – Киевское и Охотничье.
В июле — сентябре 1916 года в Семиречье произошел киргизский мятеж, жертвами которого стали тысячи мирных жителей. Мятежниками были сожжены и разграблены десятки крестьянских селений. В августе 1916 года отряды киргизов, покончив с районом Иссык-Кульского озера, направились к востоку от Пржевальска и 12 августа напали на русские селения Джаркентского уезда. Иерей Василий, спасая от рук мятежников своих прихожан, проявил настоящий героизм.
После киргизского мятежа 1916 года, когда в селе Мещанском был осквернен и разграблен православный храм, дома сожжены, а жители эвакуированы, священник Василий Колмыков был переведен на новое место служения – в станицу Подгорненскую Джаркентского уезда.
В 1918 году, когда в Семиречье утверждалась новая власть, в Подгорненскую вошел отряд красноармейцев. Первым комиссары арестовали отца Василия, затем пришли к церковному старосте Зосиме Фунтикову и устроили у него обыск. Забрали церковное вино и деньги, а его самого арестовали. Затем были арестованы еще 13 православных христиан. Всех их вывели за село на кладбище и расстреляли из пулемета. Перед расстрелом мучеников избивали, некоторым надели на голову мешки. Хоронить мучеников красноармейцы не разрешили. На горе напротив кладбища поставили пулемет и никого не подпускали к расстрелянным. Ночью селяне – казаки, среди которых были и сыновья Зосимы, тайком пришли на кладбище и стали копать общую могилу. Пулеметчик, слыша звуки, доносившиеся с кладбища, время от времени давал пулеметные очереди, прочесывая кладбище и прилегающую местность. Выкопав могилу, казаки положили в нее иерея Василия, старосту Зосиму и 13 убиенных сельчан.
На протяжении более восьми десятилетий за могилой ухаживали местные жители. Со временем здесь была поставлена небольшая часовня, в которой горела неугасимая лампада. Часто, особенно в поминальные дни, к могиле мучеников приходили их земляки, молились, возжигали свечи. Несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны, часовенку разобрали на дрова крестьяне – уйгуры, поселившиеся в этой местности (большинство русских с течением времени покинули бывшую станицу и возвратились в Россию), память о мучениках сохранилась до нашего времени. Могила их, обнесенная простой деревянной оградкой и увенчанная ветхим деревянным крестом, на протяжении многих лет не переставала быть местом почитания. Обретение мощей святых мучеников состоялось 26 апреля 2002 года.

Текст подготовлен с использованием материала сайтов:

www.drevo-info.ru

www.azbyka.ru.ru

www.pravoslavie.ru

Тропарь святым новомученикам и исповедникам Казахстанским, глас 7
Не́бо церко́вное ны́не отверза́ется,/ весе́лия исполня́ется Це́рковь Правосла́вная земли́ Казахста́нския,/ и я́ко а́нгельский ли́к собо́ру ве́рных предхо́дит/ пресве́тлое во́инство му́чеников и испове́дников ея́./ И́хже ра́ди страда́ния, Христе́ Бо́же,/ кре́пость благоутро́бнаго милосе́рдия яви́ земли́ на́шей./ Це́рковь же в пусты́ни Тобо́ю насажде́нную/ моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х// изба́ви от бе́д и утверди́ вове́ки.

Кондак святым новомученикам и исповедникам Казахстанским, глас 5
О, му́ченицы и испове́дницы пресла́внии,/ Казахста́нския земли́ предста́телие тепле́йшии,/ во вся́ком чи́не и возрасте́ Христу́ послужи́вшии!/ Кто́ испове́сть боле́зни и по́двиги ва́ша,/ кто́ дово́лен изрещи́ чудеса́ ва́шея ве́ры,/ или́ хвалу́ досто́йную красоте́ испове́дания ва́шего возда́ти?/ Оба́че приими́те любо́вию ва́с почита́ющия// и моли́тву вознеси́те о спасе́нии ду́ш на́ших.

(577)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *